Как без труда переделать сигнальное освещение под светодиоды?
Идея собственноручно спроектировать реле поворотов для светодиодов рано или поздно посещает большинство автолюбителей. Дело даже не в том, что устаревшие устройства довольно часто ломаются. Просто светодиоды дают намного больше возможностей при индикации поворотов, а доработка – довольно простая задача даже для автомобилиста-новичка.
Замена обычных лампочек может привести к возникновению нескольких проблем, одна из которых – слишком быстрое мигание. Это означает, что характеристики «родного» реле не рассчитаны на работу со светодиодами, и оно функционирует в аварийном режиме.
Хотя монтаж светодиодов для обозначения поворотов имеет собственные недостатки (изменение угла рассеивания, чересчур резкое включение и др.), такие схемы имеют множество преимуществ.
Светодиодные реле поворотов на отечественные автомобили
Традиционно в автомобилях ГАЗ и ВАЗ реле можно найти на моторном щите, расположенном за приборной панелью. Устройство может быть аналоговым (231.3747) или цифровым (494.3747). Они ощутимо отличаются по размерам, их можно различить на глаз, но реле обычно маркируются. Доработка возможна только для цифрового варианта, поэтому в случае чего его нужно приобрести.
Первым делом нужно вскрыть корпус. Для этого нужно поддеть плоской отверткой защелки, находящиеся с обеих сторон крышки.
Реле в разобранном виде и требуемый чип (Рис. 1).
Далее можно попробовать несколько способов.
- Переломить дорожку на монтажной плате (просто вырезать её часть с помощью лезвия или канцелярского ножа). Для пущей надежности эту область лучше заизолировать с помощью маникюрного лака или любого другого состава. Привязка идет к 7 каналу. Это справедливо также для реле 495.3747.., 494.3787…, как и практически для любого другого, основанного на микрочипе. Переделка схемы под светодиоды на них проходит аналогичным образом. Загвоздка только в том, чтобы правильно определить требуемый канал, его расположение разнится в зависимости от конкретной платы.
- Следующий способ имеет один недостаток – отсутствие индикации перегорания светодиодов при обозначении поворотов (они довольно надежны, так что это не страшно). На рис 1. зеленым выделен конденсатор, который отвечает за частоту генератора, к нему и применяется доработка. Чтобы светодиоды не мигали, а работали более плавно, эту частоту нужно уменьшить в 2 раза, а значит – увеличить вдвое емкость конденсатора (4,7 мкФ на 50 В или просто добавить ещё один исходного номинала).
- Установка дополнительных резисторов параллельно со светодиодами тоже поможет решить проблему. Загвоздка лишь в том, чтобы правильно подобрать их величину так, чтобы сопротивление имитировало нагрузку лампы. В среднем номинал резисторов подбирается из диапазона 2-2,5 кОм. Переделка происходит намного проще при наличии спец. оборудования, но величину сопротивления можно подобрать и экспериментальным путем.
- Можно также спаять светодиоды последовательно. Нагрузки от 5 светильников должно хватить для размыкания цепи. Такие схемы для поворотов встречаются довольно часто.
Реле поворотов своими руками
Доработка реле поворотов – занятие увлекательное, но довольно трудоемкое. Иногда намного проще собрать новое, ведь в целом требуется всего 3 детали. Главное, чтобы разъемы согласовались.
На ближайшем радиорынке нужно приобрести:
- достаточно мощный полевой транзистор;
- резистор;
- мигающий светодиод (лучшие результаты показывают красные светодиоды).
Покупка всех 3-х элементов обойдется всего в пару долларов.
Комплектующие паяются «в лоб» при помощи навесного монтажа.
Естественно, при свете дня мощности одного диода явно недостаточно. Такая схема реле поворотов может использоваться для задания частоты мерцания. То есть реле поворота заменяется полностью, а мигать будет сам поворотник.
Поворотники для импортных авто
В большинстве своем зарубежные производители уже давно отказались от использования поворотников на обычных лампах. Поэтому доработка реле поворотов для светодиодов требуется лишь в случае его замены или же если планируется изменить принцип работы устройства.
В последнее время все большую популярность обретает использование «американской» схемы реле поворотов. В ней нет привычного оранжевого цвета, а светодиоды светятся красным и во время стопа, и при индикации разворота.
Многим не приходится по душе такая переделка сигнального освещения, но приглядевшись, можно обнаружить такую систему в действии на одном из городских светофоров.
Вставить светодиоды в поворотник или изменить принцип работы существующего реле – не такая уж и сложная задача. Доработка схемы или создание новой не потребуют много затрат усилий и времени, зато авто будет подготовлено ко всем дорожным ситуациям.
More from my site